Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 № 6 АО «Крайжилкомресурс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне, в которую входят Апшеронский район, Белореченский район, Туапсинский район, МО г. Горячий Ключ и г. Сочи. Между министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО «Крайжилкомресурс» заключено соглашение по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности. Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.12.2019 № 43/2019-ТКО установлены единые тарифы на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Крайжилкомресурс» на территории Белореченской зоны деятельности.

АО «Крайжилкомресурс» осуществляет деятельность на территории Белореченской зоны, которая включает следующие муниципальные образования: Апшеронский район, Белореченский район, Туапсинский район, МО г. Горячий Ключ и г. Сочи

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Обычные мусорные контейнеры предназначены для сбора отходов, которые образуются в результате повседневной жизни. Пищевые отходы, макулатуру, стекло, одежду, обувь, дерево, пластик выбрасывать можно. В контейнерах ЗАПРЕЩАЕТСЯ складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).


Крупногабаритные отходы (КГО) – это твердые коммунальные отходы, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнеры (например, отслужившая мебель, большеразмерная бытовая техника, сантехника).

КГО входят в состав ТКО и вывозятся в рамках договора между физическими лицами с региональным оператором. Плата за вывоз таких отходов включена в плату за обращение с ТКО (для случаев применения коммерческого учета исходя из нормативов образования ТКО).

Строительные отходы к ТКО не относятся.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила) региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора (www.kgkr.ru).

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с пунктами 8(5)8(7) Правил (www.kgkr.ru/raskrytie-informacii).

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО.

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямых договоров принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников. 

Пунктом 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» установлено,  что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора.

Типовые формы заявок, договоров, перечень документов, необходимых для заключения договора, а также иная информация размещена на  сайте АО «Крайжилкомресурс»: www.sochi-kgkr.ru. Телефон горячей линии: + 7 (800) 200-03-13.

Потребитель заполняет форму заявки на заключение договора, соответствующую его статусу — физическое лицо, юридическое лицо индивидуальный предприниматель. К заявке прилагает копии необходимых документов.

Заявка может быть подана в письменном виде (при личном посещении офиса, почтой) либо в электронном виде.

Заявка и приложенные к ней документы рассматриваются соответствующим филиалом АО «Крайжилкомресурс» в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

Нет, нельзя. В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Уклонение физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами содержит признаки административного правонарушения, закрепленного ст. 8.2 КоАП РФ, и, соответственно, будет являться основанием для привлечения собственников к административной ответственности.

В случае, если гражданами при отсутствии заключенных договоров на обращение с твердыми коммунальными отходами нанесен вред земельным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном складировании в иных местах), они также будут привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель).

Согласно ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ сжигание отходов без специальных установок, запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.

Начисление платы за услуги по обращению с ТКО осуществляется расчетным путем в соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505:

  • исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

Формула расчета услуги по обращению с ТКО исходя из нормативов накопления ТКО = норматив × количество расчетных единиц × тариф.

2) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Формула расчета услуги исходя из количества и объема контейнеров = объем контейнера для накопления ТКО × количество контейнеров × тариф.

Согласно п. 8.2. Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила), при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены Правилами для заключения указанного договора.

Потребитель обязан информировать регионального оператора об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений (подпункт з) пункт 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Региональный оператор имеет право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, и составлять акт об установлении количества таких граждан (подпункт е(1)) пункт 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления поселений или городских округов.

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано в отношении муниципальных образований, зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц, а также категорий объектов, на которых образуются отходы.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 № 528 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края  от 17.03.2017 № 175 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае».

Содержание контейнерных площадок осуществляют собственники земельного участка, на котором они расположены.

Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.

Там, где собственник не определен и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).